Глава 7. Пенсии но государственному пенсионному обеспечению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 7. Пенсии но государственному пенсионному обеспечению». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.

Когда назначается страховая пенсия

Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.

Мужчины

Год рождения

Год выхода на пенсию

Пенсионный возраст

1959

2020

61 год

1960

2022

62 года

1961

2024

63 года

1962

2026

64 года

1963

2028

65 лет

Законодательное регулирование в области пенсионных выплат

Пенсионные выплаты, порядок их назначения и выплат регулируется на федеральном уровне. Власти регионов могут делать дополнительные выплаты своим пенсионерам. Но это должно регулироваться местными властями и законодательными актами.

На федеральном уровне существует Закон № 173-ФЗ, в котором прописываются все основные принципы в области пенсионных выплат как для обычных граждан, так и для некоторых «узких» категорий работников. В частности:

  • для госслужащих. Также стоит уделить внимание Закону № 350-ФЗ;
  • для военнослужащих. Этой категории пенсионные выплаты начисляются Министерством обороны, но основные принципы прописаны в Законе № 173-ФЗ. Также стоит обратить внимание на Постановление ВС РФ № 4202-1 и Минобороны России № 2700 от 30.12.2011 г.;
  • прочим работникам.

Особенности начисления и расчёта пенсионных выплат

В основном, пенсия по Закону № 173-ФЗ начисляется гражданам, которые вели свою трудовую деятельность в коммерческих структурах. Наступление определённого возраста и назначение пенсии не предполагает обязательный уход человека с работы. Хотя теперь он это может сделать в любое время, не отрабатывая положенных 2 недели.

Кроме того, пенсия человека:

  • не облагается подоходным налогом;
  • с неё не начисляются и не уплачиваются страховые взносы;
  • если пенсионер продолжает трудиться, то данные выплаты могут быть включены в расходы фонда оплаты труда, которые учитываются при расчёте налога на прибыль предприятия. Они уменьшают налоговую базу.

Если работник получает дополнительно пенсию по инвалидности, при достижении определённого возраста у него возникнет право на пенсию по старости. Кроме того, при увольнении с предприятия у пенсионера может возникнуть право на получение выходного пособия.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Читайте также:  Какой бизнес открыть в 2023 году?

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Общим требованием для назначения социального пособия любого вида является постоянное место жительства на территории страны и пакет требуемых для получения выплат документов.

По старости

  • наличие нетрудоспособности и незанятости трудовой деятельностью;
  • отсутствие других выплат материальной соц. помощи;
  • достижение требуемой возрастной границы.

По инвалидности

  • наличие документально подтвержденного специальной комиссией статуса «инвалид».

По случаю потери кормильца

  • смерть кормильца с соответствующим документальным подтверждением;
  • решение суда об объявлении умершим в случае безвестной пропажи кормильца.

Есть ли необходимость в наличии пенсионного удостоверения

Удостоверения получателям пенсии не выдавали с 2015 года. Роль его аналога играла фиксировавшая факт назначения пенсии справка, в которой конкретизировались сведения о виде пенсвыплаты и ее размере. С 2021 года, на основе желания пенсионера, можно получить касающееся пенсионного статуса свидетельство. Подать в ПФР заявление по этому поводу можно либо одновременно с оформлением пенсвыплат, либо позже – в любой момент времени. Нужда в его предъявлении возникает при пользовании скидками либо льготами, такими как проезд в транспортном средстве общественной категории, касающиеся пенсионеров скидочные акции в супермаркетах, аптеках, а также иных учреждениях.

Выдаваемое получателю пенсионный выплаты свидетельство внешне аналогично банковской карте, но дополнением его является фотография. На этом документе зафиксированы номер индивидуального ЛС, а также вид пенсвыплаты и ее срок. Информации о размере выплаты там нет, но она содержится в касающейся назначения выплаты справке ПФР.

Свидетельство выдается любому получателю пенсионной выплаты (в день обращения) по его желанию в любом учреждении ПФР – либо по доверенности, либо лично.

Для получения рассматриваемого документа необходимо предоставить оформленное заявление и дополнить его удостоверением личности, фотоснимком (ч/б, 21х30, отсутствие светлого угла). Для получения по доверенности потребуются наличие этой доверенности и удостоверение личности официального представителя.

Выдаваемые ранее удостоверения, а наравне с ними и справки, в настоящее время действительны и имеют ту же силу, что и свидетельство, получение которого обязательным не является.

Кто может претендовать

Страховое пенсионное обеспечение предоставляется гражданам России, достигшим пенсионного возраста. В действующем законодательстве он установлен для мужчин в 60 лет, а для женщин в 55 лет.

Этот срок может быть снижен для определённой категории профессий, перечень которых определяется соответствующим постановлением Правительства.

Каждый претендент на страховую пенсию по старости должен иметь определённое количество баллов на своём пенсионном счёте, которое насчитывается по утвержденной законодательством методике. В 2024 году минимальное число таких баллов будет равняться 30.

Стаж трудовой деятельности для начисления пенсии в 2017 году составляет не менее 8 лет. К 2024 году планка трудового стажа поднимется до 15 лет.

Достигнув пенсионного возраста, граждане РФ могут ежемесячно получать страховую пенсию после определения в ПФ её размера. Выдаваться она может на дому, почте или поступать на личный счёт пенсионера в банке.

О выбранном способе граждане уведомляют ПФ письменным заявлением. Сделать это они могут и в электронном виде через «Личный кабинет» на сайте ПФР.

На нашем портале можно узнать о своих пенсионных начислениях, а так же пенсионных баллах, воспользовавшись пенсионным калькулятором.

Страховая пенсия по старости имеет свой фиксированный размер, который установлен законодательством в 2017 году в сумме 4805 рублей 11 копеек. Для достигших возраста превышающего 80 лет, сумма выплат увеличивается до 9117 рублей 86 копеек.

Все фиксированные выплаты увеличивается на сумму начисленных пенсионеру баллов. В 2017 году 1 балл приравнивается к 78 рублям 28 копейкам.

Поэтапное увеличение пенсионного возраста для государственных гражданских служащих – ежегодно на 6 месяцев до достижения 65 лет мужчинами и 63 лет женщинами

Для назначения государственной пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы должен быть не менее 20 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2017 году он составляет 15 лет 6 месяцев и в течение 9 лет поэтапно, по 6 месяцев, увеличивается к 2026 году до 20 лет.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Увеличение составит то же количество лет, исходя из пола, при этом повышению подлежит именно возраст, с которого может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости соответствующей категории граждан. В отношении лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста (например, педагоги), пенсионный возраст определяется, исходя из даты в соответствующем календарном году, на которую гражданин приобрел требуемый стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента для определения права на страховую пенсию по старости.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ« О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Следует отметить, что увеличение требуемой продолжительности стажа федеральных государственных гражданских служащих при определении права на пенсию за выслугу лет и исчислении ее размера, не распространяются на следующих лиц:

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Возраст, по достижении которого приобретается право на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (мужчины) Год приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ Возраст, по достижении которого приобретается право на назначение пенсии в соответствии с ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (женщины) Год приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ
60,5 в 2017 – родившиеся в I пол. 1957 г. 55,5 в 2017 – родившиеся в I пол. 1962 г.
в 2018 – родившиеся во II пол. 1957 г. в 2018 – родившиеся во II пол. 1962 г.
61 в 2019 56 в 2019
61,5 в 2020 – родившиеся в I пол. 1959 г. 56,5 в 2020 – родившиеся в I пол. 1964 г.
в 2021 – родившиеся во II пол. 1959 г. в 2021 – родившиеся во II пол. 1964 г.
62 в 2022 57 в 2022
62,5 в 2023 – родившиеся в I пол. 1961 г. 57,5 в 2023 – родившиеся в I пол. 1966 г.
в 2024- родившиеся во II пол. 1961 г. в 2024 – родившиеся во II пол. 1966 г.
63 в 2025 58 в 2025
63,5 в 2026 – родившиеся в I пол. 1963 г. 58,5 в 2026 – родившиеся в I пол. 1968 г.
в 2027 – родившиеся во II пол. 1963 г. в 2027 – родившиеся во II пол. 1968 г.
64 в 2028 59 в 2028
64,5 в 2029 – родившиеся в I пол. 1965 г. 59,5 в 2029 – родившиеся в I пол. 1970 г.
в 2030 – родившиеся во II пол. 1965 г. в 2030 – родившиеся во II пол. 1970 г.
65 В 2031 60 В 2031
60,5 в 2032 – родившиеся в I пол. 1972 г.
в 2033 – родившиеся во II пол. 1972 г.
61 в 2034
61,5 в 2035 – родившиеся в I пол. 1974 г.
в 2036 – родившиеся во II пол. 1974 г.
62 в 2037
62,5 в 2038 – родившиеся в I пол. 1976 г.
в 2039 – родившиеся во II пол. 1976 г.
63 в 2040
Читайте также:  Права и обязанности, зарплата старшего по дому

Пакет документов для оформления

Комплект бумаг для оформления соцпенсии представлен заявлением с прилагаемыми к нему подтверждающими факты документами:

  • Паспорт – для подтверждения личности, адреса регистрации и гражданства заявителя;  Выписка из акта МСЭ – для констатации инвалидности и срока действия категории.

Если документальное оформление происходит на ребёнка, то вместо паспорта будет фигурировать свидетельство о рождении, а проживание на территории РФ будет подтверждено соответствующей справкой из паспортного стола.

Поскольку в отношении несовершеннолетнего льготника оформлением будет заниматься родитель или законный представитель, то понадобится документ, обосновывающий полномочия заявителя:

  • Родственные связи отражены в свидетельстве о рождении ребёнка – дополнительно понадобится только паспорт родителя;
  • Приказ об установлении опеки или попечения подтвердит права законного представителя.

Основной документ – заявление о назначении пенсии, оформляемое на специальном бланке и содержащее следующие сведения о потенциальном получателе:

  • Фамилия, имя, отчество;
  • СНИЛС;
  • Адрес проживания;
  • Номер телефона;
  • Серия, номер, дата и место выдачи паспорта;  Дата и место рождения;  Пол.

Процедура заполнения бланка проста:

  1. Указание адресата – отделения ПФР;
  2. Внесение сведений о заявителе в соответствующие графы;
  3. Выбор среди предложенных вариантов обеспечения социальной пенсии;
  4. Сообщение дополнительных сведений – выполнение трудовой функции, информация об иждивенцах, получение других видов пенсии, наличие постоянного места жительства за пределами РФ;
  5. Проставление отметки, подтверждающей информирование о необходимости извещать ПФР о любых изменениях в жизни, влияющих на назначение и размер пенсиона;
  6. Перечисление прилагаемых документов;
  7. Отметка способа информирования о приёме заявления и ходе его рассмотрения;
  8. Дата заполнения с подписью и расшифровкой.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.

В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.

Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.

Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.

Задачи курсовой работы:

. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;

. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;

. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;

. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;

. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.

Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.

При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Читайте также:  Размер алиментов на детей от разных браков

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН «О СТРАХОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ»

(в редакции законов РТ от 25.03.2011г., №708, от 01.08.2012г., №894 и от 28.12.2012г., №909, от 18.03.2015 г., №1200)

Нормы статьи 24 и части 4 статьи 46 настоящего Закона применить с 1 января 2017 года (в редакции Закона Республики Таджикистан от 18 марта 2015 года, №1200).

Настоящий Закон определяет организационно — правовые основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования граждан Республики Таджикистан, права и обязанности государственных органов, физических и юридических лиц, порядок назначения и выплат страховых и государственных пенсий, а также источники их финансирования.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящей Законе используются следующие основные понятия:
— пенсионер — лицо, которому назначается и выплачивается пенсия;
— базовая пенсия – показатель для исчисления пенсий и надбавок к пенсии, предусмотренных настоящим Законом;
— страховая пенсия — денежная выплата, назначаемая лицу, застрахованному в системе государственного пенсионного страхования;
— социальная пенсия — ежемесячная государственная выплата, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, в целях социального обеспечения и материальной поддержки определённых групп населения, не имеющих права на страховую пенсию;
— обязательное пенсионное страхование — форма государственного регулирования пенсионных отношений, основанная на организации учета уплачиваемых пенсионных взносов;
— персонифицированный учет — метод сбора, обработки и хранения сведений, необходимых для назначения пенсии в системе пенсионного страхования;
— потеря кормильца — случай потери источника дохода, связанного со смертью кормильца, на чьем иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи;
— профессиональное пенсионное обеспечение — форма пенсионного обеспечения наемных работников за счет средств работодателя, обусловленная особыми условиями труда, приводящими к постепенной утрате трудоспособности до достижения пенсионного возраста;
— надбавка к пенсии — денежная сумма, назначаемая в дополнение к установленному размеру пенсии в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
— индексация – изменение размера назначенных пенсий и условного пенсионного капитала, обусловленное изменением показателей уровня жизни;
— индивидуальные пенсионные накопления — денежные средства, находящиеся на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования или в негосударственном пенсионном фонде;
— инвалидность — стойкое нарушение здоровья человека, выражающееся в расстройстве функций организма и приводящее к частичной или полной утрате трудоспособности;
— страховой стаж — периоды, в течение которых гражданином или работодателем в установленном порядке вносились страховые взносы, которые учитывались в системе обязательного пенсионного страхования и дают право на назначение и выплату пенсии;
— условный пенсионный капитал — общая сумма страховых взносов, внесенных на обязательное пенсионное страхование в государственный уполномоченный орган за застрахованное лицо или самим застрахованным лицом.

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан о страховых и государственных пенсиях

Законодательство Республики Таджикистан о страховых и государственных пенсиях основывается на Конституции Республики Таджикистан, состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных актов, признанных Таджикистаном.

Статья 3. Задачи и сфера действия настоящего Закона

1. Задачами настоящего Закона являются:
— поэтапное построение многоуровневой пенсионной системы, обеспечивающей гарантированный государством уровень доходов граждан, имеющих право на пенсию;
— установление страховых и государственных пенсий и определение порядка их выплаты;
— определение источников финансирования по видам обеспечения и категориям пенсионеров;
— создание условий для участия граждан в формировании пенсионных активов и общественном управлении системой пенсионного обеспечения.
2. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Таджикистан и подлежащих обязательному пенсионному страхованию.

Статья 4. Принципы страхового и государственного пенсионного обеспечения

Система страхового и государственного пенсионного обеспечения основывается на следующих принципах:
— государственное регулирование размеров страхуемого дохода и последующих страховых выплат гражданам;
— соответствие размеров назначаемых страховых пенсий накопленным застрахованным лицом пенсионным правам и объемам застрахованного дохода в системе обязательного пенсионного страхования;
— равная ответственность государства, работодателя и гражданина за пенсионное обеспечение гражданина в старости, при инвалидности и других случаях, предусмотренных настоящим Законом;
— сочетание механизмов социального партнерства и прямого государственного регулирования в управлении системой государственного и страхового пенсионного обеспечения;
— гарантированное государством пенсионное обеспечение в случаях, определенных настоящим Законом;
— многоканальность источников финансирования и стимулирование участия негосударственного сектора в социальном и пенсионном обеспечении граждан;
— перераспределения средств между категориями застрахованных лиц.

Статья 5. Вовлечение граждан к управлению системой пенсионного обеспечения

Вовлечение граждан в процесс разработки и реализации государственной пенсионной политики в Таджикистане регулируется в соответствие с нормами Закона Республики Таджикистан «О социальном партнерстве, соглашениях и коллективных договорах» и другими нормативными правовыми актами.

Статья 6. Система пенсионного обеспечения
В Республике Таджикистан формируется единая система пенсионного обеспечения состоящая из:
— страхового пенсионного обеспечения;
— государственного пенсионного обеспечения.

Статья 7. Виды пенсий и их структура

1. В соответствии с настоящим Законом назначаются и выплачиваются следующие виды страховых пенсий:
— страховые пенсии по возрасту;
— страховые пенсии по инвалидности;
— страховые пенсии по случаю потери кормильца.
2. Страховые пенсии по возрасту и по инвалидности состоят из страховой и накопительной частей.
3. Страховая часть пенсии — основная часть пенсии, устанавливаемая застрахованному лицу в зависимости от объема условного пенсионного капитала, учтенного в системе обязательного пенсионного страхования.
4. Накопительная часть пенсии – часть страховой пенсии, устанавливаемая в зависимости от объема индивидуальных пенсионных накоплений застрахованного лица, рассчитанная на основании сведений, содержащихся в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
5. Страховая пенсия по случаю потери кормильца состоит из страховой части.
6. В соответствии с настоящим Законом назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пенсий:
— социальная пенсия по возрасту;
— социальная пенсия по инвалидности;
— социальная пенсия по случаю потери кормильца.
7. Государственные пенсии выплачиваются за счет государственного бюджета в порядке, установленном настоящим Законом.

Когда выплачивается первая пенсия по старости

Такие знания необходимы для того, чтобы льготник мог спланировать свой бюджет, и, в случае необходимости, решить спорные вопросы по выплатам. Сколько времени требуется на рассмотрение заявления о первой пенсии Установленные законодательством сроки назначения пенсии после подачи заявления не должны превышать 10 дней со дня обращения гражданина в в региональное отделение Пенсионного фонда РФ по месту проживания. Днем обращения за назначением пенсии признается день, когда заявление было принято и зарегистрировано отделением Пенсионного фонда. Причиной превышения 10-дневного срока рассмотрения заявления может являться сдача неполного пакета документов, который пенсионер должен предоставить в день подачи заявления. В этом случае гражданин получает рекомендацию из отдела назначения денежных выплат о необходимости дополнить имеющийся пакет документов недостающим свидетельством или справкой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *