Предъявление исполнительного листа в казначейство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предъявление исполнительного листа в казначейство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

После получения такого документа, взыскатель должен привлечь судебных приставов. Обращаться следует в органы по месту жительства должника, так как эта служба работает территориально. Иногда возможно предоставление листа по месту нахождения имущества должника. В этом случае, о наличии имущества нужно указать в заявлении, которое подается в исполнительный орган, так же потребуются реальные доказательства владения имуществом.

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность

Вид удержания

Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)

Первая очередь

Алименты на несовершеннолетних детей.

Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.

Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.

Возмещение ущерба, причиненного преступлением

70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди

Первая очередь

Возмещение морального вреда

50% в совокупности по всем исполнительным документам

Вторая очередь

Любые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

Кому отправить исполнительный лист

В тех ситуациях, когда дело было открыто, чтобы ограничить лицо в совершении определенных действий, исполнительный лист посылается по месту происшествия этих действий. Если взыскатель не знает, в какой орган он должен отправить лист, он может передать его в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов, то есть, заявление подается главному приставу области или города.

Основанием для работы судебных приставов является письменное заявление взыскателя, которое откроет исполнительное производство.

В срок 3 дней с момента подачи заявления документы передаются СПИ, который либо начинает производство, либо выносит постановление об отказе. Постановление о возбуждении отсылается обеим сторонам, как правило, почтовым отправлением. Должнику предлагается добровольно погасить существующий долг в течение пяти дней после уведомления. В случае отказа добровольной оплаты в оговоренный срок приставы имеют право проводить действия принудительного характера. Полномочия исполнителей определены нормативными актами:

Исполнительный лист

  • Пристав имеет право посылать запросы в различные финансовые учреждения для выяснения наличия банковских вкладов, ценных бумаг, в различные ведомства и службы для установления размера имущества должника. А также арестовывать счета.
  • Возможно объявление должника или его имущества в розыск.
  • Правомерно со стороны представителя исполнительной власти получить доступ и провести осмотр помещения должника, с последующим наложением ареста на имущество.
  • Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение или изъято и реализовано в счет погашения существующего долга.
  • Пристав-исполнитель может ограничить право выезда лица с долгами неимущественного характера более 10 000 рублей за территориальные границы РФ.
  • Также может быть вынесено ограничение на право управления личным транспортом, при условии, что он не является инструментом единственного дохода и неоплаченный долг превышает 10 000 рублей.

Кроме того, с должника может быть истребовано 7% исполнительного сбора от суммы долга, но не меньше 1 000 рублей для физических лиц, 10 000 для юридических. После совершения всех действий и погашения долга производство завершается, об этом уведомляются ответчик и должник соответствующим постановлением.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги.

Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом. Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга.

Внимание

Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами.

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Тюмени и Тюменской области в 2023 году

Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.

Особенности взыскания с должников — получателей средств бюджета

ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.Иными словами, осуществить взыскание с муниципального учреждения можно только за счет средств, заработанных учреждением самостоятельно, в соответствии с предоставленным ему правом на осуществление приносящей доходы деятельности.Налицо два неблагоприятных фактора для потенциального взыскателя — это особый режим вещного права учреждения (право оперативного управления) и финансирование учреждения за счет средств, выделяемых по смете.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

Таким образом, третьим лицом будет являться муниципальное образование в лице соответствующего органа.На судебном заседании взыскателю необходимо выяснить порядок финансирования учреждения; наличие права учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность; существование у него имущества, приобретенного за счет приносящей доходы деятельности. Данная информация позволит облегчить исполнительное производство в последующем.

Кроме того, взыскатель, обладая всеми процессуальными правами, может заявить ходатайство об обеспечении иска, а именно о наложении ареста на денежные средства учреждения, находящиеся на счете.Судебная практикаРассмотрим конкретную ситуацию.ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по договору к муниципальному учреждению, в качестве второго ответчика был привлечен комитет финансов соответствующего муниципального образования.

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 4

Конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод. Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах, которое заключается в исполнении судебных актов. В связи с этим принятие Закона N 197-ФЗ , дополнившего Бюджетный кодекс РФ гл. 24.1, которая устанавливает порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, — важнейшее событие в порядке судебного производства.

Федеральный закон от 27.12.2005 N 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

В настоящей статье мы рассмотрим основные положения новой главы Бюджетного кодекса РФ и попробуем ответить на вопрос: сможет ли новый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ стать равноценной заменой исполнительному производству службы судебных приставов.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Альтернативным способом ускорить возврат долга может стать обращение в суд за денежной компенсацией: компенсацией за длительное неисполнение решения суда, иск об индексации присужденных сумм долга, требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, о взыскании компенсации за каждый день неисполнения судебного акта. Если разобраться, процедура взыскания денег с бюджетных учреждений далеко не так сложна, как кажется. Главное – не пускать ситуацию на самотек и методично добиваться своего.
Как можно воздействовать на непорядочного неплательщика? Как управлять долгом и не расходовать свои силы на неэффективные действия? Узнайте в книге Ивана Рыкова «Кредиторы vs дебиторы. Антикризисное управление долгами».

Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

Порядок исполнения судебных актов

Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.

Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).

Читайте также:  Льготы для ветеранов труда - надбавка, условия, получение

Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.

Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Указанное правило не касается исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнение исполнительного документа в данном случае осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа исполнение осуществляется за счет выделения главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетному учреждению дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов. В данном случае проявляется принцип субсидиарной ответственности главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ, установленный ст. 120 ГК РФ.

Главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов на основании поступившего от бюджетного учреждения — должника соответствующего запроса-требования.

После получения в указанном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ бюджетное учреждение обязано представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Платежное поручение предоставляется не позднее следующего рабочего дня.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению по обязательствам получателя бюджетных средств непосредственно главному распорядителю в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств (п. 9 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Следуя толкованию указанного положения, взыскатель будет вынужден в случае неудовлетворения требований исполнительного документа обращаться с заявлением в суд. Данное положение отражает неравные условия исполнения судебных актов, которые предусмотрены Законом N 119-ФЗ и гл. 24.1 БК РФ, что противоречит требованиям, которые установил Конституционный Суд РФ к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания к государству в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Читайте также: 

Что делать взыскателю?

Основная обязанность взыскателя в процессе получения с дебитора денежных средств – получение исполнительного листа и передача его в службу судебных приставов. Если реальное получение средств и выполнение условий исполнительного документа является основной задачей, на этом активные действия не заканчиваются.

Взыскателю необходимо оказать полное содействие приставу. В первую очередь это касается предоставления необходимой информации, которая ему известна и важна для производства. Например, о банке, в котором находится счёт должника, или об имуществе, которое было приобретено.

После получения средств предстоит основная работа бухгалтерскому отделу взыскателя. Важно правильно задекларировать их, чтобы у налоговой службы не возникло вопросов.

В некоторых случаях получение таких средств означает получение прибыли, соответственно, у взыскателя возникает обязанность по уплате налогов. Однако всё будет зависеть от особенностей используемой системы налогообложения.

При необходимости, можно попытаться дополнительно воздействовать на сотрудника ФССП. Например, если его действия носят противоправный характер или если он вовсе не исполняет своих обязательств. В таком случае можно обратиться с заявлением в суд либо к начальнику отделения, а также в прокуратуру.

Отмечается, что на практике самым эффективным методом воздействия на ФССП является обращение в суд, особенно если речь идёт о бездействии. Однако на данный момент правила рассмотрения таких дел несколько изменились по сравнению с теми, что действовали несколько лет назад.

Так как дело относится к категории административных, представитель заявителя обязательно должен иметь юридическое образование, что подтверждается приложенным дипломом. Если взыскателем выступает организация, то от неё может выступать любое лицо по доверенности.

Как взыскать долг с бюджетного учреждения?

Важно

Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7. Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см.

Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью — требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Подача исполнительного листа в банк: как сделать это самостоятельно?

Передачей исполнительного листа в банк должника заявитель вправе заняться самостоятельно (ч. 1 ст. 8 ФЗ № 229). Для этого нужно получить лист, подготовленный на основании решения, вынесенного судом, составить сопроводительное заявление и передать эти документы в банк.

В том случае, если интересы взыскателя — физического лица защищает представитель, к заявлению потребуется приложить доверенность, дающую ему право на осуществление соответствующих действий. При этом в заявлении должны быть указаны сведения не только о взыскателе, но и о его представителе (ч. 3 ст. 8 ФЗ № 229).

Если должник имеет несколько счетов в различных банках, процедура взыскания средств может существенно затянуться. Законодатель обязывает взыскателя передавать в кредитную организацию оригинал исполнительного листа. Таким способом законодатель обеспечивает защиту прав должника, не допуская возникновения ситуации, в которой денежные средства будут списаны с его счетов одновременно несколькими банками.

Это значит, что сразу же подать несколько заявлений на взыскание задолженности не получится. Кроме того, каждый раз проходить процедуру составления заявления на подачу исполнительного листа в банк придется заново. Передать документы на рассмотрение можно, лично посетив территориальное отделение выбранной кредитной организации или направив в его адрес заказное письмо с уведомлением о вручении получателю.

Отказ от принятия документов

Судебные приставы отказывают в принятии документов, при этом он должен вынести мотивированное постановление с указанием причины отказа, в таких случаях:

  • смерти одной из сторон, если обстоятельства не предполагают наличие правопреемников;
  • отсутствие сопроводительного заявления, кроме направления напрямую судом или органом, выдавшим документ;
  • отсутствие на заявлении подписи заявителя или доверенности у его представителя;
  • документы поданы не по месту выполнения исполнительных действий;
  • пропущен и не восстановлен срок давности для предъявления;
  • нарушены требования к оформлению листа;
  • если производство ранее было открыто и прекращено при обстоятельствах, которые исключают возможность повторного предъявления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *