Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По результатам расследования профессионального заболевания, комиссия может принять решение о том, что ответственность за случай профзаболевания возлагается не только на работодателя, но и на самого работника.

Суд кассационной инстанции отменил постановление суда о возвращении уголовного дела прокурору в порядке, предусмотренном ст. 237 УПК РФ, в связи с отсутствием оснований, препятствующих его рассмотрению судом

Главная Профессиональные новости Суд кассационной инстанции отменил постановление суда о возвращении уголовного дела прокурору в порядке, предусмотренном ст. 237 УПК РФ, в связи с отсутствием оснований, препятствующих его рассмотрению судом

По постановлению суда (оставленному без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций) уголовное дело в отношении С., Л. и Я., обвиняемых в совершении растраты чужого имущества, вверенного виновному, с использованием ими своего служебного положения, организованной группой, в особо крупном размере, возвращено прокурору на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий рассмотрения его судом.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в кассационном представлении просил об отмене постановления суда и о направлении уголовного дела в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу. Автор представления обращал внимание на то, что выводы суда первой инстанции о необходимости возвращения уголовного дела прокурору являются преждевременными, сделанными без оценки всех представленных доказательств.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление суда и последующие судебные решения, а уголовное дело передала на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции иным составом суда по следующим основаниям.

Статья 237 УПК РФ закрепляет порядок и основания возвращения уголовного дела прокурору по ходатайству стороны или по собственной инициативе для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Согласно разъяснению, данному в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 28 (с последующими изменениями) «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству», к нарушениям, позволяющим возвратить уголовное дело прокурору, относятся случаи, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительное заключение не подписано следователем либо не согласовано с руководителем следственного органа или не утверждено прокурором; в обвинительном заключении отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу.

Как следует из материалов уголовного дела, в обвинительном заключении указаны существо обвинения, место и время совершения преступлений, его способы, мотивы, цели, последствия, суммы причиненного ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, а также перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и доказательств, на которые ссылается сторона защиты.

Между тем в постановлении суд указал на отсутствие в обвинительном заключении описания преступных действий, свидетельствующих о намерениях или действительном получении обвиняемыми незаконного вознаграждения, и описания доказательств личной корыстной заинтересованности обвиняемых в совершении растраты. Однако по смыслу закона как растрата квалифицируются противоправные действия лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника, в том числе путем его передачи другим лицам, включая юридические, круг которых не ограничен соучастниками виновного и близкими ему лицами.

Утверждение суда о необходимости допросов следователем специалистов и экспертов, включенных в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, а в противном случае обвинительное заключение не соответствует требованиям ст. 220 УПК РФ, является несостоятельным. Эксперты и специалисты были включены следователем в данный список по ходатайству стороны защиты, которое было заявлено и удовлетворено после выполнения обвиняемыми требований ст. 217 УПК РФ, то есть по окончании предварительного следствия. При этом сторона защиты не ходатайствовала о допросе в ходе следствия специалистов и экспертов, а лишь просила включить их в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Преждевременным является и вывод суда о неполноте экспертного заключения, поскольку, как следует из протокола судебного заседания, исследование доказательств по делу не завершено, а в случае возникновения у суда сомнений в правильности, объективности и полноте заключения эксперта они могли быть разрешены судом путем допроса в судебном заседании экспертов, участвовавших в проведении экспертизы, постановки перед ними соответствующих вопросов, исследования всех представленных сторонами доказательств, в том числе допросов специалистов, заявленных стороной защиты, и последующей оценки доказательств в совокупности. Кроме того, суд не лишен возможности назначения дополнительной либо повторной экспертизы.

Таким образом, суд, не завершив судебное следствие, не предоставив сторонам обвинения и защиты возможность в полном объеме представить все доказательства, не исследовав их в совокупности, фактически дал оценку доказательствам, изложенным в обвинительном заключении, а также сослался на обстоятельства, не предусмотренные ст. 237 УПК РФ, и возвратил уголовное дело прокурору.

Реформа следственных органов 2021

Качественная реформа госнадзора началась ещё год назад, когда тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил старт «регуляторной гильотины». Для начала разработали новый законопроект о госконтроле, который создал новую систему надзора и установил единые правила проверок во всех отраслях. Основными приоритетами стали профилактика нарушений и риск-ориентированный подход. «Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов», — пояснял Максим Орешкин, возглавлявший тогда Министерство экономического развития.

В ряде случаев выездную проверку могут заменить инспекционным визитом, говорится в проекте постановления. Такое решение надзорные органы смогут принять не позднее, чем за 20 дней до дня ревизии.

Инспекционный визит отличается от выездной проверки сроками и набором контрольных мероприятий. Так, визит длится всего один день, и инспектор может провести только осмотр, опрос, инструментальное обследование, а также запросить письменные объяснения и истребовать документы. А во время выездной проверки могут проводиться также досмотр, отбор проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.

По закону, о грядущем инспекционном визите предпринимателей не должны извещать, тогда как выездную проверку предваряют уведомлением. Однако если проверку решили заменить на визит, инспекторы обязаны уведомить об этом предпринимателя.

Плановые проверки в 2021 году не коснутся субъектов малого бизнеса, установлено в проекте постановления. Но есть исключения.

Другие отличия предварительного следствия и дознания

Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.

Как правильно определить степень вины работника при установлении факта грубой неосторожности: практический кейс

По результатам расследования профессионального заболевания, комиссия может принять решение о том, что ответственность за случай профзаболевания возлагается не только на работодателя, но и на самого работника.

Принцип обязательного социального страхования следующий – чем больше вина работника, тем меньше вина работодателя. При этом % вины работника необходим только для установления размера ежемесячной выплаты, и не влияет на дополнительные выплаты, в том числе – единовременную.

Как установить в процентах степень вины самого работника в том, что он заболел сам? Механизм определения этого показателя в новом порядке расследования не прописан. Как минимум, законодатели должны были сделать ссылку на часть 1 статьи 14 в Федеральном законе № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании». В этой норме права указано, что степень вины самого работника в произошедшем остром или хроническом заболевании устанавливает комиссия, но не более чем на 25 %, если будет доказан факт грубой неосторожности работником.

Читайте также:  Аренда жилья с выкупом. Как это работает?

Решение о том, была или не была грубая неосторожность работника, принимает не работодатель, и не центр эпиднадзора, а исключительно профсоюзная организация вашего предприятия, или другой представительный орган работников, оформляется в виде Заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работника представительного органа о степени вины работника при установлении факта грубой неосторожности.

Это заключение комиссия использует для заполнения пункта 19 Акта расследования и прилагается к материалам расследования. Любимый довод всех работодателей – «А у нас нет профсоюза!» в этом случае обернется против работодателя. Нет профсоюза, значит нет и факта грубой неосторожности работника, которая привела к профзаболеванию. Значит вся вина возлагается на работодателя.

Изменение Уголовно-процессуального кодекса РФ с 4 апреля 2021 года

Статьей 151 УПК РФ в новой редакции установлено, что предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам, в том числе совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ. Дознание по уголовным делам, совершенным сотрудниками органов принудительного исполнения, проводят дознаватели органов принудительного исполнения РФ, если речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 157 УК РФ и 177 УК РФ, частью первой статьи 294 УК РФ, статьей 297 УК РФ, частью первой статьи 311 УК РФ, статьями 312 УК РФ и 315 УК РФ.

По уголовным делам о преступлениях, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения, предварительное следствие может производится также следователями органов федеральной службы безопасности.

Перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета РФ, дополнен преступлениями, совершенными должностными лицами органов принудительного исполнения, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Процессуальное положение прокурора в досудебном производстве

 Актуальность данной статьи заключается в том, что прокурор в досудебном производстве, являющемся важным этапом уголовного процесса, играет одну из ключевых ролей.

Функции прокурора в досудебном производстве состоят из осуществления надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования, а также уголовного преследования, что является одним из ответственных и сложных участков.

Указанные функции прокурора направлены на защиту охраняемых законом интересов общества и государства, на охрану прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства. Однако несмотря на это, они все же сопряжены с применением в отношении граждан мер государственного принуждения, ограничением их конституционных прав и свобод. В связи с чем, справедливы высказывания выдающегося русского юриста А. Ф. Кони: «уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного расследования слишком серьезные вещи, чтобы не вызывать самой тщательной обдуманности. Ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и неосновательным привлечением его к уголовному делу».

Характеризуя процессуальное положение прокурора в досудебном производстве по уголовному делу, в первую очередь следует обратить внимание на определение вопроса о том, какие именно должностные лица прокуратуры охватываются понятием «прокурор» как участник уголовного судопроизводства.

Согласно определению, содержащемуся в п. 31 ст. 5 УПК РФ, прокурором является Генеральный прокурор России, а также находящиеся в его подчинении прокуроры, их помощники и заместители, которые участвуют в уголовном судопроизводстве и которые Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» наделены для этого необходимыми полномочиями [3].

Прокурор в судебных стадиях производства

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

  • излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
  • рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
  • решается вопрос прекращения дела либо преследования.

Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.

Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.

  • предъявляет доказательства;
  • изучает имеющие отношение к делу доказательства;
  • высказывает позицию стороны обвинения;
  • предлагает применить конкретное наказание;
  • использует механизм гражданского судопроизводства.

Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.

До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.

  • исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
  • применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
  • иной квалификацией с менее жёстким наказанием.

Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.

Что может делать прокурор в ходе досудебного расследования

По статье 37 УПК РФ прокурор имеет четкий перечень полномочий в ходе досудебного расследования. Он вправе совершать следующие действия:

  • приостановить или прекратить следственное дело при наличии веских оснований;
  • инициировать дополнительное расследование, когда уголовное дело было возвращено;
  • утверждать акты обвинения или заключения;
  • передавать уголовные дела в суд для вынесения вердикта;
  • контролировать, чтобы подсудимый получал копии актов обвинения;
  • подписывать различную процессуальную документацию;
  • продлевать предварительные расследования;
  • снимать с должности определенных сотрудников, которые допустили нарушения и ошибки;
  • менять главного следователя дела, если на то есть веские основания;
  • подтверждать или отклонять самоотводы должностных лиц, принимать решение об отводе органов правопорядка;
  • контролировать соблюдение законов и нормативных актов в ходе расследования.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что прокурор не только не имеет права открывать уголовное дело, но и не может прекращать досудебное расследование. Он вправе только утверждать постановление о прекращении процесса.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Функции прокурора в уголовном процессе на предварительном следствии

Выявив нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.

В УПК РФ в редакции Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ расширен институт процессуальной самостоятельности следователя и руководителя следственного органа.

В частности, в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь вправе не исполнять их, представив свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

— обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел, что позволяет прокурору выявлять типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования и разрабатывать мероприятия по улучшению качества расследования преступлений. Постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу подлежит утверждению прокурором, который проверяет материалы расследования на предмет полноты, всесторонности и объективности его проведения, точного, безусловного и единообразного исполнения требований уголовно-процессуального и уголовного законодательства органом дознания и его должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. Указания прокурора должны даваться в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) и быть конкретными.

Читайте также:  Правила съема и сдачи комнаты в коммуналке

Уголовный процесс: конспект лекций

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 УПК) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл.

21 УПК можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 УПК).

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования.

При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

  • Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:
  • 1) отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
  • 2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  • 3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ст. 154 УПК).

Производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.

УПК не дает перечня неотложных следственных действий. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 УПК могут относиться действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Указанный 10-дневный срок не подлежит продлению. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.

После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 УПК). Производство предварительного расследования может быть завершено в следующих формах:

  1. 1) составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением уголовного дела через прокурора в суд;
  2. 2) прекращением уголовного дела;
  3. 3) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Следователь и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Данное представление подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением следователя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. В соответствии со ст.

160 УПК, если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения.

Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Предварительное следствие

Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), суд является независимым и нейтральным органом, ответственным за рассмотрение и разрешение уголовных дел. Суд в уголовном процессе выполняет следующие основные функции и полномочия:

  1. Рассмотрение уголовного дела: Суд рассматривает уголовное дело на основании заявления обвинения и других представленных материалов. В процессе рассмотрения суд устанавливает фактические обстоятельства дела, выносит решение и принимает приговор.
  2. Вынесение решения и принятие приговора: Суд, исходя из представленных доказательств и законодательства, выносит решение о виновности или невиновности подсудимого. В случае признания подсудимого виновным, суд принимает приговор, в котором указывает вид и размер наказания.
  3. Применение мер процессуального принуждения: Суд может применять меры принуждения в отношении подсудимого, такие как арест, заключение под стражу, домашний арест и т.д. Применение этих мер происходит на основании предусмотренных законом условий и обстоятельств.
  4. Контроль за законностью и обоснованностью доказательств: Суд осуществляет контроль за законностью и достоверностью представленных доказательств. Суд оценивает их достоверность, проверяет их соответствие закону и определяет их значение для принятия решения.
  5. Обеспечение защиты прав и свобод участников процесса: Суд обязан обеспечивать защиту прав и свобод каждого участника уголовного процесса, включая подсудимого, защитника, потерпевшего и свидетелей. Суд гарантирует право на защиту, право на получение информации, право на участие в процессе и другие процессуальные гарантии.
  6. Решение вопросов, связанных с прекращением уголовного дела: Суд принимает решение о прекращении уголовного дела, если появляются основания, предусмотренные законом. Это может быть, например, при примирении сторон, применении амнистии, истечении срока давности и т.д.
  7. Обжалование и контроль за исполнением решений: Суды также рассматривают апелляционные и кассационные жалобы на решения нижестоящих судов. Они контролируют правильность применения закона и обеспечивают исполнение своих решений.
Читайте также:  Размер повышающего коэффициента на воду в 2023 году

Полномочия суда, его процессуальные права и обязанности подробно определены в УПК РФ и других соответствующих нормативных актах.

Знание УПК РФ полезно не только профессионалам в области права — адвокатам, судьям, прокурорам, но и обычным гражданам. Знание основных статей кодекса может помочь в защите своих прав в случае обвинения в преступлении, а также в понимании основных принципов функционирования уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ — это ключевой документ, который регулирует уголовное судопроизводство в Российской Федерации. Знание и понимание его статей и принципов поможет обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в уголовном процессе.

Прокурорский надзор за производством предварительного следствия

 Несмотря на то, что рядом ученых выделение стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельной стадии уголовного судопроизводства ставится под сомнение [1,2,3], тем не менее, мы убеждены, что данная стадия дела имеет важное конституционное, уголовно-процессуальное, уголовно-правовое и социально-психологическое значение [4, с. 38]. Реализация назначения уголовного судопроизводства начинается уже в рамках возбуждения уголовного дела, ведь эта стадия наиболее близка по времени к моменту совершения преступления. Строгое соответствие закону на данной стадии уголовного судопроизводства необходимо как для защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, так и для защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Непринятие надлежащих мер по каждому сигналу о преступлении существенно ущемляет права граждан, интересы общества, подрывает авторитет государства, создает впечатление о низкой профессиональной компетентности работников правоохранительных органов [5, с. 180]. Поэтому от того, насколько своевременно принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько качественно, оперативно и законно проведена проверка поступившего повода, насколько обоснованно принятое решение по результатам этой проверки, зависит успех дальнейшего расследования, обеспечение прав и законных интересов граждан, а значит, и достижение назначения уголовного судопроизводства в целом.

Актуальность данной темы состоит в том что имеющиеся полномочия прокурора нельзя признать достаточными для осуществления эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела, возможности прокурора по обеспечению соблюдения прав граждан по-прежнему ограничены.

Отдельные авторы считают, что отсутствие у прокурора права самостоятельно принимать решения по сообщению о преступлении ориентирует его на активизацию надзорной деятельности. Вряд ли можно согласиться с такой точкой зрения. Представляется, что только комплекс процессуальных полномочий прокурора, направленных на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, при осуществлении прокурорского надзора и уголовного преследования, способен обеспечить законность и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в стадии возбуждения уголовного дела.

Лишение прокурора права на возбуждение уголовного дела не позволяет ему своевременно устранять выявленные нарушения. Внесенные изменения в УПК РФ не влияют на своевременность реагирования прокурора на выявленные им факты нарушений уголовного законодательства. Следует обратить внимание на несовершенство положений закона, регламентирующих полномочия прокурора по реагированию на незаконные и необоснованные решения об отказе в возбуждения уголовного дела. Целесообразней изложить ч.6 ст. 148 УПК РФ в такой редакции, где «постановление руководителя следственного органа, следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, а также материалы проверки сообщения о преступлении незамедлительно направлялись прокурору. Прокурор, отменяет постановление об отказе в возбуждения уголовного дела и возбуждает уголовное дело, либо возвращает материалы для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не позднее 5 суток.»К вопросу о прокурорском надзоре за исполнением законов при возбуждении уголовного дела. Одной из важнейших предпосылок успешного, расследования уголовного дела является своевременное и законное решение вопроса о его возбуждении.

Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, а также прямое сокрытие заявлений и сообщений о преступлениях от регистрации влечет утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступления, создает им возможность совершать новые преступления. В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в данном случае производство следствия должна быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела. Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ» является «…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно — розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст.

20 УПК (по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения);3. законности и обоснованности принятого решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения; 1) продлить срок разрешения заявления или сообщения по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 173 настоящего Кодекса;Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела. Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК). В стадии возбуждения уголовного дела прокурор осуществляет надзор за точным исполнением законов органами и лицами, уполномоченными возбуждать уголовные дела. В частности, он обязан надзирать за соблюдением этими лицами и органами требований ст. 109 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений или сообщений о преступлении, несвоевременную регистрацию таких заявлений и сообщений, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).

В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *