Как списать программное обеспечение в бюджетном учреждении 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как списать программное обеспечение в бюджетном учреждении 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Кодом 353 КОСГУ отражают операции по приему к учету прав на ПП с неопределяемым СПИ. При приобретении лицензии на ПП учреждение устанавливает факт определения ее срока действия. Случается, что договором СПИ не зафиксирован. Профильная комиссия по движению активов проверяет возможность установления такого срока, учитывая при его определении различные факторы.

Так как выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС, на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ сумма налога, предъявленная поставщиком товара, исполнителем работ (услуг), учитывается учреждением в их стоимости.

Ввиду того, что расходы казенного учреждения производятся за счет целевых средств, полученных им в виде лимитов бюджетных обязательств, его расходы на приобретение неисключительного права на использование программных продуктов, баз данных, а также обновлений к ним не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252, пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270 НК РФ).

* * *

Приобретение казенным учреждением неисключительного права на использование программного обеспечения и базы данных осуществляется на основании лицензионного договора. Бюджетный учет полученных в пользование нематериальных активов, а также расчетов, связанных с приобретением неисключительных прав на них, порядок отнесения расходов на финансовые результаты имеют свои особенности в соответствии с инструкциями № 157н и 162н. Для правильного учета расходов необходимо исходить из условий лицензионного договора, порядка расчетов с лицензиаром, а также из положений учетной политики.

Если комиссией СПИ определен, то принятие к учету прав пользования ПП будет отражено по шифру 352 КОСГУ. При невозможности установления СПИ стоимость лицензии зафиксируют по подстатье 353.

Впрочем, СПИ по объектам с неопределяемым сроком действия может быть установлен в ходе проведения годовой инвентаризации НМА. В этом случае объект переклассифицируют с кода 353 КОСГУ на код 352 КОСГУ.

Как оприходовать программное обеспечение windows ->

Если программный продукт организация приобретает на основании договора купли-продажи и авторского договора о передаче неисключительных прав либо о частичной передаче исключительных прав, то в этом случае расходы на приобретение программы не соответствуют ПБУ 14/2007 и не могут быть включены в состав нематериальных активов.

В соответствии с п. п. 18, 19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (с изм. и доп. от 27.11.2006), и п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изм. и доп. от 26.03.2007), расходы, связанные с приобретением программы, должны признаваться расходами будущих периодов.

Возникает ли при покупке ПО объект нематериальных активов?

Существует два типа прав на программный продукт, которые покупатель может получить от правообладателя: исключительные и неисключительные.

Исключительные права подразумевают, что прежний правообладатель (как правило, разработчик ПО) больше не может заключать аналогичные лицензионные соглашения ни с кем другим. В этом случае возникает объект нематериальных активов. Однако передача исключительных прав на антивирусные программы — это очень большая редкость.

Права на массовые программные продукты, такие как антивирусные программы, обычно передаются пользователям на основании простой неисключительной лицензии. В этом случае конечный пользователь имеет право лишь использовать программу, а правообладатель (как правило, разработчик ПО) может продавать аналогичные лицензии неограниченному кругу лиц. В этом случае никаких активов на баланс учреждения не поступает. Фактически учреждение путем присоединения к лицензионному соглашению лишь получает в пользование чужой нематериальный актив.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году: условия и размер выплат

Подлежащие правовой охране неисключительные права на использование программы для ЭВМ как результата интеллектуальной деятельности правообладатель передает пользователю по лицензионному договору (пп. п. 1 ст. 1225, п. , ст. 1235 ГК РФ).

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете

Покупка программного продукта по лицензионному соглашению дает приобретателю неисключительные права, подтверждаемые лицензией. В такой ситуации программа не может быть отнесена в состав НМА, поскольку собственностью фирмы не является. Учет затрат по ее приобретению будет осуществляться в расходах будущих периодов (РБП) на счете 97.

В налоговом учете такие затраты на ПО списывают ежемесячно равными долями в течение всего времени использования, т.е. периода действия лицензии. Если СПИ не означен в договоре, п. 4 ст. 1235 ГК РФ считает его заключенным на 5 лет, т. е. затраты компания распределяет исходя из этого периода, устанавливая его самостоятельно. В бухучете списывать затраты по приобретению неисключительных прав на ПО можно, как и в налоговом — равными долями или одномоментно. Обычно компании практикуют ведение БУ и НУ, равномерно распределяя расходы на весь период действия лицензии.

Учет программного обеспечения, ключей защиты и расходов на их приобретение

Согласно п. 66 Инструкции № 157н, программное обеспечение, полученное в пользование учреждением (лицензиатом) учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Стоимость программного обеспечения определяется исходя из вознаграждения, установленного в договоре.

  • В казенных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2022 № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • В бюджетных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2022 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
  • В автономных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2022 № 183н (далее – Инструкция № 183н).

Учет программного обеспечения

При этом в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2022 N 65н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” расходы на услуги в области информационных технологий, в том числе на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение, относятся на подстатью 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

Кроме того, в соответствии с Инструкцией N 157н учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов. Для целей управленческого учета федеральные казенные учреждения вправе предусмотреть в рамках своей учетной политики в рабочем плане счетов детализацию счета 1 401 50 000 “Расходы будущих периодов” по соответствующим статьям КОСГУ.

Применение КОСГУ 352 и 353 в 2021 году

В Инструкции 209н многие бухгалтерские операции, ранее относящиеся к статье «Прочие услуги» получили самостоятельный код в классификаторе операций сектора госуправления. В статье мы рассказываем о порядке применения КОСГУ 352 и 353.

Рассмотрим соответствие КОСГУ 352 и 353 кодам видам расходов и примеры использования КОСГУ в бухучете. Тест Школа Главбуха госучреждения Благодарим за прохождение теста. Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓ Узнать результат В 2021 году с введением в действие в Инструкцию 65н был добавлен КОСГУ 350 для отражения увеличения стоимости прав пользования.

В с 2021 года статью КОСГУ 350 детализировали и выделили подстатьи для отнесения расходов по приобретению пользовательских (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые ранее учитывались по . По расшифровке в 2021 году для бюджетных учреждений КОСГУ 352 применяется, если приобретаются права с неопределенным сроком использования.

Под результатами интеллектуальной деятельности следует понимать:

  1. программное обеспечение;
  2. справочно-информационные базы данных и обновления к ним.

В методических рекомендациях Минфина к Инструкции 209н (письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153) сказано, что классификация нематериальных активов в зависимости от срока использования должна выполняться на основании нормативных правовых актов. На основании ГК РФ сроки могут быть установлены:

  1. соглашением сторон.
  2. положениями закона;
  3. другими нормативными актами;

При определении КОСГУ следует ориентироваться на договор, заключенный с обладателем авторских прав.

Вопрос недели: правила применения КОСГУ 2021 году

Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по услугам информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов Сообщаю Вам следующее: В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Читайте также:  В каком случае вносятся сведения в военкомат

можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу. (СПИ) в налоговом учете определяется по техдокументации к ПО.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс: Документ 1. Как учесть лицензионное программное обеспечение (для бюджетной организации) Лицензионное программное обеспечение (далее — ПО) — это программа для компьютера (ЭВМ), которой учреждение пользуется на основании лицензионного договора. Большинство офисного ПО (Windows, Word, бухгалтерские программы, антивирусные программы) является лицензионным.

Расходы на приобретение лицензионного ПО могут подтверждать ( Минфина от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66442): или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме; или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу); или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) ( Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).

Рекомендуем прочесть:

Какими документами подтвердить расходы?

Для признания расходов, понесенных на покупку программного обеспечения и ключа шифрования для работы с электронной отчетностью, требуется сопровождать сделки обязательными документами.

Работать с документами удобно в программе БухСофт. Она подходит для организаций и ИП. Программа автоматически сформирует и выведет на печать всю необходимую первичку. Также она включает в себя выгрузку проводок в 1С, автоматическое формирование любой отчетности и многое другое.

Сравнить тарифы и цены ⟶

Так, для признания затрат на приобретение ПО и ключа нужен лицензионный договор с оператором ЭДО, акт приема-сдачи выполненных работ, составленный между компанией и оператором ЭДО, обеспечившим установку программы и ключа шифрования. Для признания затрат на абонентское обслуживание в ежемесячном режиме достаточно иметь в наличии акты оказанных услуг, счета-фактуры и актуальный лицензионный договор (либо допсоглашение к нему при пролонгировании).

В акте о предоставлении доступа к электронному сервису по отправке отчетности обычно прописывают: «передача неисключительных срочных прав (лицензии) на сервис отправки». Подразумевая, прописанную в договоре плату за: приобретение программного обеспечения, предназначенного для формирования и сдачи электронной отчетности; подключение к системе оператора связи; квалифицированную электронную подпись и отправку.

Особенности бухгалтерского и налогового учета ПО

Появившиеся у организации исключительные права должны быть отнесены к нематериальным активам. ПБУ 14/2007 к таким объектам предъявляет ряд требований:

  • должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
  • актив отделим от других ценностей предприятия;
  • невозможно идентифицировать вещественную форму;
  • на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
  • от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
  • срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
  • имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.

Налоговый учет предъявляет меньше требований к приходуемым объектам НМА (п. 3 ст. 257 НК РФ):

  • наличие подтверждающей права на владение и пользование объектом документации;
  • созданы предпосылки для получения финансовых выгод от эксплуатации актива;
  • продолжительность использования превышает порог в 12 месяцев.

На баланс ПО ставится по первоначальной стоимости, в которую включаются понесенные расходы по приобретению лицензионного продукта. Если стоимость программы не превышает 100 тысяч рублей, то по правилам налогового учета актив может быть признан неамортизируемым. В бухгалтерском учете порог отнесения объектов к амортизируемым находится на отметке 40 тысяч рублей.

При принятом решении начислять амортизацию на приобретенное программное обеспечение срок эксплуатации определяется по технической документации и соотносится со стандартами ст. 258 НК РФ. Это правило закреплено для налогового учета, в бухгалтерском учете амортизацию можно не начислять, если неизвестен срок эксплуатации объекта НМА.

Амортизировать программные продукты, приобретенные на основании неисключительного права, нельзя. П. 3 ст. 257 НК РФ подтверждает эту позицию тем, что такие активы не могут быть признаны составной частью НМА.

Настройка счетов учета прав пользования НМА

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для учета прав пользования нематериальными активами (НМА) в соответствии со Стандартом «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н, применяются следующие счета, см. таблицу.

Читайте также:  Как прекратить в ЕГРН запись об аресте или запрете

По счетам 111 60 «Права пользования нематериальными активами» установлено ведение аналитического учета по субконто Основные средства, Договоры, ЦМО. В карточке счетов 111 60 «Права пользования нематериальными активами» на закладке КЭК счетов указаны допустимые КОСГУ:

350 «Увеличение стоимости права пользования»;

450 «Уменьшение стоимости права пользования».

По счетам 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами» установлено ведение аналитического учета по субконто Основные средства, ЦМО, Виды затрат. В карточке счетов 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами» на закладке КЭК счетов указаны допустимые КОСГУ:

350 «Увеличение стоимости права пользования»:

450 «Уменьшение стоимости права пользования».

По счетам 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами» установлено ведение аналитического учета по субконто Основные средства. В карточке счетов 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами» на закладке КЭК счетов указан один допустимый КОСГУ:

452 «Уменьшение за счет амортизации стоимости прав пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

КОСГУ с 2022 года последние новости — новый порядок применения

Операции по оплату услуг и работ группируются по статье 220 «Оплата работ, услуг». Бухгалтерам следует помнить о том, что обязательным становится разграничение между услугами, которые потребляются учреждением и сотрудниками для их личных нужд, никак не связанных с трудовыми обязанностями. Во втором случае услуги относятся к подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме». С 1 января 2022 года вступают в силу следующие изменения в применении КОСГУ:

  1. В п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» были перенесены затраты на покупку БСО (бланков строгой отчетности).
  2. Затраты на покупку неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в т.ч. покупку и обновление справочно-информационных БД, покупку пользовательских лицензионных прав на ПО) были исключены из п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» и подлежат отражению по двум подстатьям гр. 300 «Поступление нефинансовых активов» — п/ст. 352 (353) «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным (определенным) сроком полезного использования».
  3. Появилась новая п/ст. 227 «Страхование» для отражения операций по уплате страховых взносов по договорам страхования со страховщиком.
  4. Введена в действие новая п/ст. 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» для отражения операций по оплате работ и услуг, осуществляемых для целей капитальных вложений (пусконаладочные работы, реконструкции объектов нефинансовых активов, разработка проектов, составление смет, экспертиза проектной документации и др.).
  5. По п/ст. 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и др. обособленными природными объектами» будут выделяться затраты по арендной плате в соответствии с заключенными договорами.
  6. Расходы на покупку бутилированной воды учреждениями, в которых отсутствует питьевое водоснабжение (или вода не соответствует санитарным нормам) исключены из перечня операций в порядке применения п/ст. 223 «Коммунальные услуги» и сейчас подлежат отражению по п/ст. 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
  7. В п/ст. 222 «Транспортные услуги» добавлены расходы на выплату компенсаций сотрудникам за использование личного автомобиля в служебных целях.
  8. В п/ст. 226 «Прочие работы, услуги» перенесены 4 операции:
    • выплата суточных, денег на питание, возмещение затрат на проживание и проезд студентам и спортсменам;
    • компенсация сотрудникам затрат, понесенных во время пребывания в командировке;
    • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
    • компенсация работникам затрат на прохождение медкомиссии.

Как работать с носителями

Мы говорили об этом раньше, но напомним — токен должен быть сертифицирован ФСТЭК России или ФСБ России. Только на такой носитель УЦ ФНС сможет установить электронную подпись и, соответственно, только с таким носителем сможет работать индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или нотариус.

Порядок получения электронной подписи на токен выглядит следующим образом:

  1. Приобретаем сертифицированный носитель.
  2. Приходим в операционный зал налогового органа региона.
  3. Представляем документ, удостоверяющий личность, СНИЛС, токен и документацию к нему.
  4. Получаем электронную подпись.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *